FAQS

В?Как кормить юного футболиста?
О.

Если ваш ребенок занимается спортом, то есть расходует энергии больше, чем другие дети, которые не испытывают повышенных физических нагрузок, калорийность его пищи должна быть увеличена. Немалый расход энергии у ребенка, занимающегося спортом, идет на эмоциональное напряжение (волевые усилия в достижении результатов, переживания во время соревнований и т.д.). Для нормального развития ребенка необходимо, чтобы все энергозатраты были восстановлены.
Ребенок быстро растет, и ему необходим пластический материал — белки. Если при повышенных физических и психических нагрузках ребенок не получает в достаточном количестве углеводов — основных источников энергии, то организм восполняет дефицит углеводов за счет белков. Это, естественно, может сказаться неблагоприятным образом, и эффект от занятий спортом будет, увы, отрицательным.
Вы должны увеличить в рационе своего ребенка не только количество углеводов, но и белков (преимущественно животного происхождения) — включайте в меню побольше мясных и рыбных блюд, яиц, молока, творога.
Для ребенка, занимающегося спортом, может быть увеличена норма потребления сахара.

В?Как правильно подобрать футбольную форму для детей?
О.

Форма из х/б ткани приятна для тела, хорошо впитывает влагу, но она долго сохнет, деформируется и линяет при стирке. Футбольная форма, изготовленная из синтетики (полиэстера) выводит влагу наружу, быстро сохнет, выдерживает многократные стирки, не линяя и деформируясь при этом. Несмотря на то, что синтетику обычно не любят, сегодня даже суперчемпионы играют именно в полиэстровой форме!
Гетры бывают толстые и тонкие. Толстые хорошо впитывают влагу, но толщина материала уменьшает чувствительность, снижая контроль над мячом. Тонкие, наоборот, хуже впитывают влагу, но зато не так влияют на ощущения игрока. Но при покупке гетр учтите: они не должны скатываться в бутсах (ребенок натрет ноги) и должны плотно прилегать, чтобы хорошо удерживать щиток.
Самые распространенные модели бутс имеют 6, 12 или 13 шипов. Число шипов на подошве следует выбирать в зависимости от покрытия, на котором будет проходить игра. На мягких травяных полях используют бутсы с 6-ю шипами, на более жестких покрытиях – бутсы с 12-ю и 13-ю шипами.
Шипы бывают различной формы: круглые, треугольные, продолговатые. Классическая модель имеет подошву с шипами круглой формы. Материалом для изготовления шипов может быть как металл, так и пластик.
Щитки бывают как с защитой голеностопного сустава, так и без него. Какие щитки выбрать – вам решать. Для ребенка защиты много не бывает. При выборе щитков стоит обратить внимание на верхнюю часть. Желательно, чтобы его верхние части были более округлены. В противном случае вероятны ситуации, когда при выполнении подкатов и во время скольжения по земле при приземление гетры в местах касания щитка и земли будут рваться.

В?Как выбрать хорошего тренера?
О.

Итак, следует начать свои поиски с посещения тренировок, приходить на которые лучше без ребенка. Посмотрите, как работает тренер: прежде всего обратите внимание на настроение детей. Всегда бросается в глаза, занимаются ли ребята с удовольствием, или наоборот – напряженно. Проследите за манерой общения объекта ваших наблюдений с ребятами.
Поговорите с родителями детей, которые занимаются у этого тренера давно. Уточняйте, пунктуален ли он, часто ли шутит, умеет ли разумно сочетать политику «кнута и пряника», быстро ли запоминает имена новых воспитанников – все это идет в плюс претенденту. Обязательно попробуйте пообщаться с детьми – что они думают о своем тренере?
Разумеется, не упустите из виду внешний вид тренера. Подтянутость и аккуратность в одежде – почти всегда гарантия серьезного и уважительного отношения к своей работе.
Кроме того, хороший тренер должен обладать качествами психолога, понимать детей и давать им нужное направление. Чтобы понять подходит ли вам тренер, обратите внимание на поведение вашего ребенка после тренировок. Если он приходит на позитиве, то с тренером стоит работать. Если подавлен, у него наблюдается эмоциональный сбой, то лучше отказаться от такого тренера и продолжить поиски. Бойтесь тренерского сюсюкания с воспитанниками, однако еще более опасайтесь хождения детей «по струнке».
Нужно понимать, что более 50% успеха зависит от игрока, от его трудолюбия и желания. Тренер же может дать только неточный ответ, основанный на физических способностях спортсмена. Очень часто бывает, что ребёнок обладает потрясающими физическими данными, но не хочет трудиться. Вероятность такого игрока стать чемпионом не велика. Возможность стать чемпионом у того, кто не обладая способностями, тренируется не покладая рук и в результате добивается желаемого.

В?Для чего нужны упражнения?
О.

На некоторых тренерских курсах нас учат не использовать слово «упражнение». Вместо него мы должны говорить «игра». Причиной этого частично является ассоциация слова «упражнение» с чем-то скучным, в то время как «игра» представляет собой нечто веселое и радостное.
В другом понимании «упражнение» — это стоящие друг за другом игроки в ожидании своей очереди выполнить необходимое действие. А «игра» — это свободное перемещение, доставляющее радость.
Лично я считаю, что каким бы словом мы не обозначали эти действия — это всего лишь вопрос семантики. На самом деле это то, за счет чего дети должны усвоить определенные навыки и затем применить их в реальной игре.
Играя на каждой тренировке в течение всего времени двухсторонки может быть веселым занятием, но крайне неэффективным. Некоторые думают,что это воссоздает атмосферу дворового футбола, из которого выросли многие суперзвезды. Когда мы слышим о бразильцах (можете сюда подставить любую национальность), осваивающим футбол целыми днями гоняя мяч на улицах, то кажется, что двухсторонняя игра на тренировке — способ воспроизвести этот метод обучения. Но дело в том, что в дворовом футболе, как правило, одновременно играли дети разных возрастов. Младшие, менее обученные игроки, смотрели на старших и учились у них. В нашем случае, когда в группе все игроки одного возраста, мы теряем эту возможность. Если у вас 16 примерно равных игроков играют друг с другом, то нет того, у кого они могли бы учиться. Если же у вас 16 игроков разного уровня, то слабые учатся у более сильных. Менее обученный игрок смотрит, как действуют лучшие игроки и перенимает их движения, финты и пытается принимать такие же решения. Если в группе нет людей, у которых можно перенимать различные действия, то обучение проходит гораздо труднее.
© Лоуренс Файн

В?В каком возрасте следует начинать заниматься футболом?
О.

Оптимальный возраст мальчика для начала занятий футболом — от пяти до семи лет. Большинство школ объявляют набор в группы в августе. Затем ребят просматривают в течение месяца и потом уже комплектуют окончательные группы.
Девяти-десятилетнего ребенка возьмут, если паренек проявит уж очень яркий талант. Так что в этом возрасте поздновато отдавать в футбол.
Впервые пришедший в школу ребенок вовсе необязательно должен уметь жонглировать мячом или владеть какими-нибудь футбольными финтами. Этим премудростям научат уже в школе, и для того, чтобы ваш сын приглянулся тренеру, этого не требуется.
А вот у девочек ситуация иная. Их принимают в футбол с девяти-десяти лет и даже значительно старше — тут практически нет верхнего возрастного порога.

В?Как распознать, что у ребенка есть талант именно к футболу?
О.

Бывает по-разному. Иногда дошкольник своей игрой во дворе сразу начинает удивлять окружающих способностями. Но чаще даже квалифицированному тренеру требуется не менее года, чтобы распознать талант.
Так что смело отдавайте ребенка в футбол, а если по истечении года тренер скажет, что особых успехов отпрыск не добьется, то проконсультируйтесь с тренером, каким другим видом спорта стоит попробовать позаниматься.
Часто бывает, что дети, не показавшие футбольных способностей, потом успешно реализуют себя, к примеру, в легкой атлетике.

В?Где искать деньги на участие команды в выездном турнире?
О.

Первый — самый идеальный вариант — спортивная школа имеет хорошее финансирование и берет на себя все расходы по командированию футбольной команды и тренера на участие в турнире. В этом случае тренеру достаточно поддерживать добрые отношения с руководством школы, и тогда он имеет все шансы поехать на турнир.
Второй вариант — успешно выступающая команда может заручиться поддержкой администрации, став лицом города или района, представляя его спортивные интересы на турнирах и фестивалях. Иногда роль мецената может сыграть отдельно взятый депутат, тяготеющий к футболу и развивающий его на уровне города или района.